Что такое проект?

 

Если вы задумали некое дело, на которое хотите отправить заявку в наш Фонд, пожалуйста, оформите вашу задумку в виде ПРОЕКТА. Вот несколько подсказок на тему, что это такое и как это лучше сделать.

Проект – это мероприятие или серия мероприятий, у которых есть общие:

  • содержание и форма;
  • цель и задачи (а возможно, и собственное название);
  • целевая аудитория;
  • сроки реализации (начало и конец);
  • исполнитель или исполнители;
  • бюджет.


А теперь подробнее.
Содержание вашей задумки, как правило, может быть воплощено в разных формах. Например, если вы хотите поделиться с молодежью богатыми знаниями об истории вашего края (не обязательно вы лично – это могут быть привлеченные специалисты), этого можно достичь разными способами: издать книжку, организовать курс лекций или публикацию серии статей в СМИ или в интернете, снять видеофильм, провести краеведческую экспедицию и так далее. Выбирая форму, исходите не просто из имеющихся возможностей, а стремитесь к максимально эффективному использованию ресурсов. Так, газетная публикация имеет шансы быть прочитанной большим числом людей, но привлечет ли она внимание молодежи? А экспедиция вряд ли соберет больше 20-30 человек, зато гарантированно им запомнится.

Решение задач проекта должно быть направлено на достижение его цели. Например, если поставлена цель оказать поддержку какой-то категории населения (ветеранам, пенсионерам, инвалидам, вообще представителям любой социальной группы), то одной из задач может быть, например, поиск и объединение сторонников достижения этой цели в рамках общественной организации. Не обязательно в масштабах всей страны, организация может действовать в рамках одного региона или даже населенного пункта. Другие задачи – определение оптимальных форм оказания такой поддержки, поиск источников средств для нее. Еще одна задача – поиск добровольцев: отдельные специалисты – лекторы, юристы, врачи и т.д. – могут на безвозмездной основе предоставлять свои услуги нуждающимся, а для организации массовых акций понадобятся менее квалифицированные волонтеры, которых можно поискать, в частности, среди студентов вузов и техникумов.

Целевая аудитория – те, кого затронет проект. Если проект задуман как некий конкурс или олимпиада среди молодежи, студентов, школьников, целевую аудиторию составят участники этих конкурсов. Если же предусматривается работа по оказанию социальной помощи любого рода (больным, престарелым, потерпевшим от произвола чиновников и т.д.), то целевая аудитория – те, кому оказывается такая помощь. А если в процессе участвуют волонтеры, то и они тоже. Самая массовая аудитория у проектов, предусматривающих массовые акции (например, экологические проекты – организация очистки населенного пункта от мусора, озеленение и т.п.), а также у зрелищных мероприятий (массовые спортивные соревнования, спектакли, выставки и пр.).

Сроки реализации проекта зависят от его характера. Однако следует помнить, что даже, казалось бы, «единовременные», однодневные акции требуют подготовки, и подготовительный период может быть включен в календарный план работы над проектом – это обязательная часть заявки. Это что касается минимального срока реализации проекта. А оптимальный не должен превышать 6-8 месяцев, максимум одного года. Если проекты изначально рассчитаны на более длительный срок, нужно разбивать их на этапы. Впрочем, в отдельных – исключительных случаях можно вести речь и о новых заявках для завершения проекта…

Исполнителями проекта могут быть и отдельные лица (например, авторы научных исследований, представители творческих профессий), и некоммерческие организации, и группы людей – например, неформальный научный или творческий коллектив. У такого коллектива должен быть руководитель, которому другие участники проекта доверят получение от Фонда необходимых средств на коллективные нужды (например, закупку техники, оборудования, инвентаря). В составе коллектива могут быть и дети – например, школьники под руководством педагогов.
Бюджет проекта включает все затраты, необходимые для его реализации. Общая сумма бюджета не обязательно должна совпадать с размером запрашиваемых у Фонда средств. Во-первых, часть расходов исполнители могут взять на себя: так, если организация уже арендует офис, сумма арендной платы может быть частично включена в бюджет проекта. Во-вторых, многие мероприятия проводятся на основе софинансирования, когда средства на их проведение поступают из разных источников – от местных властей, общественных организаций, предприятий, других частных спонсоров, собираются в ходе благотворительных акций. В-третьих, нередко удается договориться о получении поддержки проекта в безденежной форме – для некоторых мероприятий могут быть бесплатно предоставлены помещения, транспорт, раздаточные материалы (иногда в обмен на размещение символики спонсора). Все сведения о дополнительных источниках финансирования нужно включать в проект – они существенно повышают шансы заявки на успех.


Что должно или может входить в бюджет?

Все зависит от проекта. Для кабинетной работы – расходы на офисную технику, программное обеспечение, мобильную связь и доступ в интернет, канцтовары и расходные материалы, научную и справочную литературу. Для экспедиций – закупка снаряжения, питания, медикаментов, фото- и видеоаппаратуры, расходы на транспорт и связь. Для конкурса детского творчества – расходы на костюмы, декорации, реквизит, бумагу, краски и пластилин и т.п., на медали и дипломы лауреатам. Для организации выставки – затраты на оформление экспонатов, их перевозку, размещение (сборку-разборку) и страхование, аренду помещения, оплату услуг охраны и обслуживающего персонала. И так далее – разнообразных видов проектов слишком много.
Общими для подавляющего большинства заявок являются такие статьи сметы, как выплата зарплаты или стипендий участникам проекта (за исключением волонтеров), расходы на аренду и содержание офиса (для целей проекта), закупка дополнительного офисного оборудования, расходы на проезд, проживание и питание иногородних участников мероприятий, расходы на связь, оплату банковских услуг. Нужно не забыть про отчисления с заработной платы, иначе их придется платить за счет самой организации.
А вот если заявка на проект поступает от физического лица или группы лиц, она не может содержать ни заработной платы, ни отчислений с нее. Зато представители науки могут запрашивать стипендию на период проведения исследования.

Заявителям, не являющимся российскими налогоплательщиками, следует помнить, что при перечислении средств физическим лицам удерживается налог на доход в размере 30%. И всем получателям стоит учитывать, что перечисление средств производится в российских рублях, а расходы на их конвертацию в другую валюту ложатся на получателей – если иное не заложено в заявку (например, в виде статьи «банковские расходы» в определенном размере).

Конечно, эти подсказки не исчерпывают и малой доли вопросов, возникающих у авторов проектов. Однако главное, чтобы проект был интересным и полезным, а заявка была написана максимально полно.

Наши сотрудники будут рады ответить на ваши вопросы – обращайтесь!